Содержание
Естественное освещение в квартире нормы
Ученые утверждают, что порядка 90% информации об окружающем мире мы получаем посредством глаз. Поэтому очень важно, чтобы помещения, в которых мы живем, были хорошо освещены. Но какие существуют нормы освещенности жилых помещений? Какие законы регулируют освещенность? И как самостоятельно произвести расчеты? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Законодательная база
Все нормы освещения жилых помещений закреплены в специальном документе СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». В этом документе указано, какое количество количество света необходимо для освещения тех или иных объектов.
Следует понимать, что СНиП 23-05-95 является документом общего значения, поэтому в нем зафиксированы нормы освещения не только жилых, но и нежилых помещений (например, административные здания, склады, учебные заведения и так далее). Также при создании освещения жилых зданий в факультативном порядке могут учитываться европейские стандарты.
Единицы измерений и таблица ламп
В качестве основного показателя для измерения количества света в помещении используется физическое понятие освещённости. Единица измерения освещенности светового потока — люкс. 1 люкс равен световому потоку мощностью 1 люмен, который падает на 1 квадратный метр площади. Разные лампы генерируют различное количество освещенности; в таблице ниже вы можете узнать, какое количество люкс генерируют различные лампы:
Мощность стандартной лампы накаливания | Мощность люминесцентной лампы | Мощность светодиодной лампы | Световой поток, который генерирует лампа |
20 Вт | 5 — 7 Вт | 2 — 3 Вт | приблизительно 250 лк. |
40 Вт | 10 — 13 Вт | 4 — 5 Вт | приблизительно 400 лк. |
60 Вт | 15 — 16 Вт | 8 — 10 Вт | приблизительно 700 лк. |
75 Вт | 18 — 20 Вт | 10 — 12 Вт | приблизительно 900 лк. |
100 Вт | 25 — 30 Вт | 12 — 15 Вт | приблизительно 1200 лк. |
150 Вт | 40 — 50 Вт | 18 — 20 Вт | приблизительно 1800 лк. |
200 Вт | 60 — 80 Вт | 25 — 30 Вт | приблизительно 2500 лк. |
Нормы освещения жилых помещений
На рекомендуемое количество света влияет назначение жилого помещения. Например, для освещения жилых комнат (гостиные, спальни и так далее) и рабочих комнат рекомендуемое количество света составляет 150 и 300 люкс соответственно, тогда как для освещения лестницы между квартирами будет достаточно 20 люкс. Нормы освещения жилых помещений следующие (согласно СНиП):
Тип объекта | Рекомендуемое количество света |
Жилые комнаты (в том числе гостиные, спальни, комнаты общежитий и так далее) | 150 лк. |
Кухни различных типов (обычные кухни, кухни-столовые, кухни-ниши и так далее) | 150 лк. |
Детские комнаты | 200 лк. |
Рабочие кабинеты и библиотеки | 300 лк. |
Холлы и коридоры между комнатами в пределах одной квартиры | 50 лк. |
Кладовые и подсобные помещения | 300 лк. |
Гардеробные | 75 лк. |
Сауны, раздевалки и бассейны | 100 лк. |
Тренажерный зал | 150 лк. |
Бильярдная | 300 лк. |
Ванные и уборные комнаты (в том числе — санузлы, душевые кабинки и так далее) | 50 лк. |
Комната консьержа | 150 лк. |
Лестницы между квартирами | 20 лк |
Коридоры между квартирами в пределах одного здания, а также вестибюли и холлы | 30 лк. |
Комнаты, где хранятся коляски и велосипеды | 30 лк. |
Технические помещения (тепловые пункты, насосные станции, электрощитовые, машинные помещения лифтов и так далее) | 20 лк. |
Проходы технических этажей, подвалов и чердаков | 20 лк. |
Лифтовые шахты | 5 лк. |
Пример расчетов
Давайте теперь попробуем самостоятельно рассчитать оптимальное количество света в своем жилом помещении:
- Допустим, у нас имеется спальная комната, размер которой составляет 16 квадратных метров, а в качестве светильника используется потолочная люстра. Смотрим во вторую таблицу — рекомендуемое количество света составляет 150 люкс. Вспоминаем, что 150 люкс — это количество света в расчете на 1 квадратный метр. Поэтому необходимо умножить 150 люкс на 16 квадратных метров. Получим 2400 люкс — это и будет рекомендуемое количество света для гостевой комнаты. Допустим, для освещения мы хотим купить обычные лампы накапливания — в таком случае нам придется купить 2 лампы по 100 Вт (1.200 * 2 = 2.400 люкс) либо 3 лампы по 75 Вт (900 * 3 = 2.700 люкс).
- Другой пример. Допустим, мы хотим сделать ремонт в детской комнате и заменить люстру на множество небольших светодиодных ламп, которые мы хотим разместить по периметру комнаты; размер комнаты — 20 квадратных метров. Сколько лампочек нам понадобится? Смотрим во вторую таблицу — рекомендуемое количество света составляет 200 люкс. Умножаем 200 на 20, получим 4000 люкс — это и будем рекомендуемое количество света для детской комнаты. Теперь давайте определимся со светодиодными лампами: если вы будете покупать лампы мощностью 8-10 Вт, вам придется устанавливать 6 ламп (поскольку 6 * 700 = 4200 Люкс), если вы будете покупать лампы мощностью 10-12 Вт — вам придется устанавливать 5 ламп (поскольку 5 * 900 = 4500 Люкс) и так далее.
Рекомендации
Давайте узнаем общие рекомендации относительно освещения жилых помещений:
- Световой поток должен равномерно распределяться по всей комнате. Если для освещения комнаты используется несколько ламп, нужно лампы расположить таким образом, чтобы они были направлены в разные стороны.
- Должны отсутствовать резкие перепады в освещении.
- Лампы должны излучать приятный для глаза свет; для освещения жилых помещений рекомендуется покупать лампы с нейтральным или теплым свечением.
- При расчете также рекомендуется учитывать светоотражающие свойства пола, стен и различных предметов.
- Для измерения освещенности можно купить компактный прибор под названием люксметр.
Заключение
Подведем итоги. Освещение жилых помещений регламентируется специальным документом СНиП 23-05-95. Для определения уровня освещенности помещения используется физическое понятие освещенности. Рекомендуемая освещенность жилого помещения зависит от типа этого помещения; например, для освещения жилой комнаты лампы должны генерировать 150 люкс света, для освещения детской комнаты — 200 люкс света и так далее.
Ученые утверждают, что порядка 90% информации об окружающем мире мы получаем посредством глаз. Поэтому очень важно, чтобы помещения, в которых мы живем, были хорошо освещены. Но какие существуют нормы освещенности жилых помещений? Какие законы регулируют освещенность? И как самостоятельно произвести расчеты? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.
Законодательная база
Все нормы освещения жилых помещений закреплены в специальном документе СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». В этом документе указано, какое количество количество света необходимо для освещения тех или иных объектов.
Следует понимать, что СНиП 23-05-95 является документом общего значения, поэтому в нем зафиксированы нормы освещения не только жилых, но и нежилых помещений (например, административные здания, склады, учебные заведения и так далее). Также при создании освещения жилых зданий в факультативном порядке могут учитываться европейские стандарты.
Единицы измерений и таблица ламп
В качестве основного показателя для измерения количества света в помещении используется физическое понятие освещённости. Единица измерения освещенности светового потока — люкс. 1 люкс равен световому потоку мощностью 1 люмен, который падает на 1 квадратный метр площади. Разные лампы генерируют различное количество освещенности; в таблице ниже вы можете узнать, какое количество люкс генерируют различные лампы:
Мощность стандартной лампы накаливания | Мощность люминесцентной лампы | Мощность светодиодной лампы | Световой поток, который генерирует лампа |
20 Вт | 5 — 7 Вт | 2 — 3 Вт | приблизительно 250 лк. |
40 Вт | 10 — 13 Вт | 4 — 5 Вт | приблизительно 400 лк. |
60 Вт | 15 — 16 Вт | 8 — 10 Вт | приблизительно 700 лк. |
75 Вт | 18 — 20 Вт | 10 — 12 Вт | приблизительно 900 лк. |
100 Вт | 25 — 30 Вт | 12 — 15 Вт | приблизительно 1200 лк. |
150 Вт | 40 — 50 Вт | 18 — 20 Вт | приблизительно 1800 лк. |
200 Вт | 60 — 80 Вт | 25 — 30 Вт | приблизительно 2500 лк. |
Нормы освещения жилых помещений
На рекомендуемое количество света влияет назначение жилого помещения. Например, для освещения жилых комнат (гостиные, спальни и так далее) и рабочих комнат рекомендуемое количество света составляет 150 и 300 люкс соответственно, тогда как для освещения лестницы между квартирами будет достаточно 20 люкс. Нормы освещения жилых помещений следующие (согласно СНиП):
Тип объекта | Рекомендуемое количество света |
Жилые комнаты (в том числе гостиные, спальни, комнаты общежитий и так далее) | 150 лк. |
Кухни различных типов (обычные кухни, кухни-столовые, кухни-ниши и так далее) | 150 лк. |
Детские комнаты | 200 лк. |
Рабочие кабинеты и библиотеки | 300 лк. |
Холлы и коридоры между комнатами в пределах одной квартиры | 50 лк. |
Кладовые и подсобные помещения | 300 лк. |
Гардеробные | 75 лк. |
Сауны, раздевалки и бассейны | 100 лк. |
Тренажерный зал | 150 лк. |
Бильярдная | 300 лк. |
Ванные и уборные комнаты (в том числе — санузлы, душевые кабинки и так далее) | 50 лк. |
Комната консьержа | 150 лк. |
Лестницы между квартирами | 20 лк |
Коридоры между квартирами в пределах одного здания, а также вестибюли и холлы | 30 лк. |
Комнаты, где хранятся коляски и велосипеды | 30 лк. |
Технические помещения (тепловые пункты, насосные станции, электрощитовые, машинные помещения лифтов и так далее) | 20 лк. |
Проходы технических этажей, подвалов и чердаков | 20 лк. |
Лифтовые шахты | 5 лк. |
Пример расчетов
Давайте теперь попробуем самостоятельно рассчитать оптимальное количество света в своем жилом помещении:
- Допустим, у нас имеется спальная комната, размер которой составляет 16 квадратных метров, а в качестве светильника используется потолочная люстра. Смотрим во вторую таблицу — рекомендуемое количество света составляет 150 люкс. Вспоминаем, что 150 люкс — это количество света в расчете на 1 квадратный метр. Поэтому необходимо умножить 150 люкс на 16 квадратных метров. Получим 2400 люкс — это и будет рекомендуемое количество света для гостевой комнаты. Допустим, для освещения мы хотим купить обычные лампы накапливания — в таком случае нам придется купить 2 лампы по 100 Вт (1.200 * 2 = 2.400 люкс) либо 3 лампы по 75 Вт (900 * 3 = 2.700 люкс).
- Другой пример. Допустим, мы хотим сделать ремонт в детской комнате и заменить люстру на множество небольших светодиодных ламп, которые мы хотим разместить по периметру комнаты; размер комнаты — 20 квадратных метров. Сколько лампочек нам понадобится? Смотрим во вторую таблицу — рекомендуемое количество света составляет 200 люкс. Умножаем 200 на 20, получим 4000 люкс — это и будем рекомендуемое количество света для детской комнаты. Теперь давайте определимся со светодиодными лампами: если вы будете покупать лампы мощностью 8-10 Вт, вам придется устанавливать 6 ламп (поскольку 6 * 700 = 4200 Люкс), если вы будете покупать лампы мощностью 10-12 Вт — вам придется устанавливать 5 ламп (поскольку 5 * 900 = 4500 Люкс) и так далее.
Рекомендации
Давайте узнаем общие рекомендации относительно освещения жилых помещений:
- Световой поток должен равномерно распределяться по всей комнате. Если для освещения комнаты используется несколько ламп, нужно лампы расположить таким образом, чтобы они были направлены в разные стороны.
- Должны отсутствовать резкие перепады в освещении.
- Лампы должны излучать приятный для глаза свет; для освещения жилых помещений рекомендуется покупать лампы с нейтральным или теплым свечением.
- При расчете также рекомендуется учитывать светоотражающие свойства пола, стен и различных предметов.
- Для измерения освещенности можно купить компактный прибор под названием люксметр.
Заключение
Подведем итоги. Освещение жилых помещений регламентируется специальным документом СНиП 23-05-95. Для определения уровня освещенности помещения используется физическое понятие освещенности. Рекомендуемая освещенность жилого помещения зависит от типа этого помещения; например, для освещения жилой комнаты лампы должны генерировать 150 люкс света, для освещения детской комнаты — 200 люкс света и так далее.
С развитием технического прогресса расширились не только грани человеческих возможностей, но и промежуток времени, когда люди занимаются активной деятельностью.
Раньше с восходом солнца вставали, делали все дела и с закатом ложились. А теперь световой день и период активности можно легко продлить с помощью выключателя на осветительном приборе.
Но цивилизация пошла дальше. От правильного освещения теперь зависят ваше зрение, хорошее настроение, возможность качественно выполнять работу. Поэтому для любых помещений существуют нормы освещенности.
Нормы освещенности. Что это такое?
От того, для какой цели будет использоваться помещение, зависит и то, сколько нужно для этого света. Очевидно, что на рабочем месте должно быть больше света, чем в небольшой кладовой комнате.
Как, что и каким образом должно освещаться, определяют несколько правовых документов. Главный среди них – СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
По нему проводят все расчеты при проектировании освещенности жилых помещений, образовательных учреждений, предприятий, витрин аптек и магазинов, вокзалов, парков, улиц и т. д.
Нормы освещения указываются в Люксах (Лк). Один Люкс соответствует одному люмену на квадратный метр. Для разных помещений есть свои нормы, которые указывают необходимое количество света. Они зависят от рабочей поверхности. В классе, например, это высота парты, в лифте – пол и т. д.
Как уже говорилось выше, при расчете количества света также учитывают характер процессов, которые будут выполнять в той или иной комнате, как часто и как долго. Для жилых помещений разработаны следующие нормы освещенности.
Как правильно рассчитать освещенность комнаты
Создавая проект освещенности жилого дома, зачастую руководствуются не какими-то строгими нормами, а личными ощущениями. Источники света размещают так, чтобы было достаточно светло, уютно и комфортно. Специалисты считают, что этот способ не всегда верен и лучше следовать нормам.
Но если вы все же решились настроить освещение самостоятельно, то есть несколько способов, которые помогут сделать это правильно.
Способ №1. Установить столько источников света, чтобы глазам было комфортно, – не тускло и не ярко. Чтобы придерживаться хоть каких-то расчетов, можно воспользоваться нехитрой формулой: на 1 кв. м – одна лампочка мощностью 25 Вт.
Способ № 2. Воспользоваться таблицей, в которой есть нормы освещенности в ваттах для жилых помещений. Ищете нужное помещение, норму для него и умножаете ее на количество квадратных метров.
Эта таблица подходит, если вы воспользуетесь обычными лампочками. Если выберете галогенные или люминесцентные, то учтите, что первые при такой же мощности дают в 1,5 больше света, а вторые – в 5 раз.
Например, вы посчитали, сколько нужно лампочек в спальню площадью 20 м2. Тогда 12 Вт/м2 умножаем на площадь и получаем 240 Вт. То есть для полноценного освещения вам нужно купить, как минимум, две лампы мощностью 100 и 150 ватт.
Если используем галогенные лампы, то 240 Вт делим на 1,5. Выходит 160 Вт. Значит, вам нужны три галогенные лампочки: две мощностью 50 Вт и одна – мощностью 60 Вт. По такому же принципу считают количество люминесцентных ламп. Делайте расчеты «с запасом», если декор и интерьер помещения выполнены в темных тонах.
В качестве осветительных приборов можно использовать люстры, как основной источник света, и торшеры, бра, настольные лампы – как дополнительный. Вы можете «распределять» между разными приборами лампочки разной мощности. Главное, чтобы освещение при этом было равномерным.
Способ №3. Подходит для расчета освещенности, если используются светодиодные лампы. Сначала вычисляют величину светового потока (в люменах, Лм), затем определяют количество светодиодных ламп.
Люмены считают так: норма освещенности (в Люксах), площадь помещения и коэффициент, зависящий от высоты потолка (от 2,5 до 2,7 метра; от 1,2 до 2,7–3 метров; от 1,5 до 3–3,5 метра; от 2 до 3,5–4 метров).
Далее, пользуясь таблицей, количество люмен делим на количество соответствующих ватт светодиодной лампы. В итоге определяем, сколько нужно светодиодных ламп.
Способы автоматической оптимизации освещения в жилых помещениях
Несмотря на то, что теоретически всеми этими способами можно воспользоваться без помощи профессионалов, они не являются такими уж простыми. Крайне велика вероятность ошибиться и создать недостаточно или слишком яркое освещение.
Проще и качественнее оптимизировать освещение автоматически с помощью датчиков освещенности. Эти устройства определяют текущий уровень освещенности и, если он ниже заданного порога, включают светильники.
Еще один способ организовать равномерное освещение в комнате – использовать комбинированные диммирующие датчики присутствия и диммируемые светильники. Подойдет, например, датчик PD4-M-2C-DUO.
Благодаря двум подвижным сенсорам освещенности эта модель позволяет измерять освещенность в конкретном месте, например, у окна. За счет этого у диммируемых светильников настраивается разная яркость – и каждая зона получает достаточное количество искусственного света.
При этом вы не тратите лишнюю электроэнергию, а соответственно, и деньги.
Создать равномерное освещение в доме в соответствии с заданными нормами вам помогут специалисты компании B.E.G. Обратитесь к нам, чтобы получить бесплатную консультацию профессионалов.
Не забывайте подписываться на наш блог и читать интересные статьи об автоматизации освещения.
Кто по закону платит за освещение придомовой территории многоквартирного дома?
Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома?
Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».
Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.
Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.
Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.
На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.
Что входит в данное понятие?
Освещение придомовой территории — это подсветка в темное время суток находящихся на ней отдельных участков, а именно:
- подъезды и тротуары;
- парковки и подъездные пути;
- детские площадки и прогулочные дорожки;
- хозяйственные площадки.
Каждый участок должен освещаться в соответствии с установленными в СНИП нормативами.
Кто ответственен?
Ответственность за освещение дворовых территорий многоквартирных домов ложится на управляющую компанию, которой жильцы доверили благоустройство и обеспечение жизнедеятельности своего дома.
Если же придомовая территория документально не принадлежит собственникам квартир, ответственность за освещение возлагается на местную администрацию.
Порядок действий для решения проблемы
Для этого составляется акт с указанием проблемы, который должны подписать не менее 3-х человек (соседи, председатель дома, старший подъезда). К акту можно приложить фото двора в вечернее время, подтверждающее отсутствие освещения.
Копия составленного акта передается заявителям, таким образом, уведомляя их о принятии мер для устранения проблемы.
За чей счет должно производиться?
В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников (о том, что входит в правила содержания придомовых территорий многоквартирных жилых домов, читайте здесь). Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.
Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.
Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.
Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан
Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п.
10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.
В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:
- уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
- текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
- проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории
На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.
Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).
Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения
Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:
- входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
- аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
- внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
- автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
- прогулочные дорожки – 1 лк;
- физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.
Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.
УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости
Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.
УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.
Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.
Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170).
Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.
Взять на заметку
Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.
Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.
После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.
Требования к организации освещения двора
Такие требования содержатся в ЖК РФ, а также иных правовых источниках:
- Федеральный закон №131-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.
У организации обязательно должны присутствовать документы о государственной регистрации коммерческой деятельности, а также лицензия. Компания обязательно должна делать обязательные перечисления в соответствующий бюджет во избежание наложения санкций и прекращения деятельности на определенный срок.
Номер бизнес-лицензии требуется для многих предприятий, прежде чем они начнут работу. Другие могут обойтись только с налоговым идентификационным номером. Это зависит от города, субъекта РФ, где он сформирован и работает, а также от типа бизнеса.
При определении того, требуется ли предприятию лицензия или идентификационный номер налогоплательщика, играют роль несколько факторов. Во многих случаях может понадобиться и то и другое. Ознакомление с этим требованием является лишь одним из многих шагов, которые должен предпринять предприниматель при открытии бизнеса.
Если организация попадает в конкретную отрасль, она имеет федеральные лицензионные требования в дополнение к требованиям субъекта РФ.
Наказания варьируются от налогов и сборов до захвата и закрытия бизнеса. Многие организации пропускают ту или иную лицензию.
Например, многие местные предприятия подают заявки на государственную регистрацию, но не могут зарегистрировать страну и могут получать налоговые уведомления с штрафами за неуплаченные налоги. Те, кто не соблюдает федеральные стандарты, могут закрыть бизнес с возможностью столкнуться с уголовными и гражданскими исками.
В своей деятельности такие конторы должны руководствоваться исключительно источниками российского права. Государство накладывает следующие требования для освещения придомовой территории многоквартирного дома:
- Каждый подъезд здания должен быть оснащен хотя бы 1 фонарем.
- Близлежащие дороги, тропы и въезды на территорию также должны освещаться в пределах установленных норм (стиль и форму приборов вправе выбирать коммунальная организация).
- С помощью столбов с фонарями необходимо создавать освещение для детских площадок, стоянок для ТС и тротуаров.
В обязанности входит рассмотрение письменной корреспонденции, получение различных разъяснений и выполнение просьб. Также организации заключают договоры на оказание услуг. При наличии лицензии компании имеют право участвовать в закупках и торгах.
Предоставлением подобных услуг зачастую занимаются ООО (общества с ограниченной ответственностью) и АО (акционерные общества). Их качеством всегда интересуются контролирующие службы в РФ – Роспотребнадзор, жилищные инспекции, муниципалитет, правоохранительные органы, прокуратура.
Нормы освещения
Нормы и правила уличного освещения регулируются различными регламентами и ГОСТ (государственными стандартами). К ним относятся:
- МГСН 2.06-99.
- И другие.
В таких правовых источниках регулируется угол обзора светового луча (если расстояние между ними больше, потребуется больше высоты полюсов), размеры освещенности (учитывается и рассчитывается оптимальная высота), яркость (если требуемая интенсивность света больше, то нужно установить их ниже предполагаемого уровня).
Нормы уличного освещения в населенных пунктах варьируются в зависимости от объектов. Стандартными являются следующие:
- Угол установки соответственно 30 Кд для 80 градусов и 10 Кд для 90 градусов (расчет производится на 1000 Лм).
Кто принимает жалобы
При выявлении жильцами каких-либо недостатков или нарушений они могут создать индивидуальную или коллективную заявку на их устранение. Такие жалобы можно подавать поставщику услуг, государственным и муниципальным органам в установленные сроки.
В зависимости от проблемы в жалобе рекомендуется указывать уполномоченный орган, в обязанности которого входят устранения недостатков.
Жалоба должна быть написана в письменной форме и направлена лично или посредством почты России или электронной почты. Законодательно установленного бланка нет.
В жалобе нужно прописать обязательные реквизиты (в 1 документе можно выделить несколько проблем):
- В «шапке» документа указать наименование и адрес местонахождения коммунальной организации или государственного, муниципального органа, а также ФИО лиц, подписавших жалобу.
- Описательная часть с указанием всех недостатков со ссылками на нормы права и словом «Прошу».
- Подписи лиц с расшифровками.
- Дата составления.
По данному принципу составляют также заявление на установку столбов освещения и иного оборудования:
- В «шапке» документа указать наименование и адрес местонахождения государственного или муниципального органа, а также ФИО лиц, подписавших заявку.
- Описательная часть с указанием места установки.
- Подписи лиц с расшифровкой.
- Дата составления.
Это основная информация, которая понадобится жильцам для получения услуги в полном объеме.
Кто обслуживает уличное освещение на столбах
Уличное освещение также обслуживают коммунальные службы. Но, оплата за него может производиться местными властями (местным органом самоуправления).
Местная администрация населенного пункта уполномочена по закону принимать заявления от граждан по установке столбов и фонарей для освещения улицы. Такие заявки рассматриваются в процессуальные сроки – 30 дней.
Как устанавливаются электросчетчики на освещение дворовых территорий
Счетчик электроэнергии — это устройство, которое измеряет потребление электроэнергии. Счетчики используются коммунальными компаниями для выставления счетов, а также могут использоваться частными лицами для контроля их потребляемой мощности.
Один тип счетчика электроэнергии, с которым многие знакомы, — это счетчик электроэнергии, установленный коммунальными предприятиями. Счетчик расположен в месте осуществления сервиса, в точке, где структура подключается к электросети.
Когда требуется питание, оно проходит через счетчик, вызывая устройство, которое отслеживает потребление энергии с течением времени. Прибор не следит за тем, как используется мощность, а только за сколько потребляется, и считывается обслуживающим персоналом, который записывает данные, чтобы клиенту могли выставить счет.
Существуют юридические санкции за вмешательство в счетчик, установленный документально. Хотя владельцы недвижимости несут ответственность за покупку оборудования и найма лицензированного электрика для его установки, только коммунальное предприятие имеет право сбрасывать или иным образом изменять и регулировать счетчик.
При выполнении работ на счетчике и подключенной цепи или блоке предохранителей необходимо обращаться к коммунальным предприятиям, чтобы они могли отключить питание конструкции. Может потребоваться разрешение электрического инспектора для восстановления питания после окончания работ.
Электронный прибор электроэнергии другого типа можно использовать с конкретным устройством или с конкретной розеткой. Люди могут использовать счетчики, чтобы узнать, сколько энергии используют предметы, отслеживать потребление энергии или определять неэффективные устройства.
Эти типы устройств могут быть полезны для диагностики электрических проблем, а также исследований, определяющих потребление энергии, связанное с различными приборами.
Когда проводится энергетический аудит, счетчик электроэнергии может использоваться для выявления проблемных приборов и других устройств. Сравнивая энергопотребление, люди могут решить, какие устройства следует заменить, или внести другие изменения (отключить устройства, когда они не используются).
Электрики могут также использовать измерители мощности для аналогичной деятельности при проведении проверок и ремонта.
В этом видео рассказывается о том, кто должен содержать придомовую территорию:
Где права сила, там бессильно право
Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.
Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений».
Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное.
Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома.
Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.
Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее — МКД).
Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).
Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.
Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти.
Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…
Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.
Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.
Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:
земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;
указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.
Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.
Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.
Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».
Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» — территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).
В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» — территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).
ЖК РФ в п. 4 ч.
1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.
Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».
Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили.
Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз.
То есть, и нашим — вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.
Апелляционное определение ВС РФ по делу: «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».
На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».
По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.
Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…
Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.
Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно здесь.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользоваться формой ниже.
Однако того же самого жильца это сильно заинтересует когда однажды вечером он будет возвращаться домой в полной темноте.
Далее подробно рассмотрим, кто отвечает за освещение придомовой территории многоквартирного дома и за чей счет это осуществляется?
Что делать, если нет света?
Перед тем как делать пламенные высказывания в адрес сотрудников вышеупомянутого административного органа нужно внимательно прочитать ФЗ No131, в котором написано, что организовать уличное освещение обязаны органы местного самоуправления и никто другой.
Ещё в России существует специальный ГОСТ, который закрепляет требования к порядку, в котором организуется освещение.
Жалобы в письменном виде должны подаваться в администрацию, которая занимается муниципальным образованием. Как ни странно, заниматься поддержанием освещённости улиц должны именно они.
При составлении жалобы нужно руководствоваться ФЗ, который упоминался выше.
В нём чётко перечислены все обязанности, которые возлагаются на органы, занимающиеся самоуправлением местного значения.
Именно в число их обязанностей входит организация энергоснабжения всего населения.
Ещё можно добавить, что они отказываются выполнять свои законные обязанности. Однако в такой ситуации следует помнить, что раздутый на пустом месте конфликт с администрацией никому не нужен, особенно если он обещает затянуться надолго.
То же самое следует сделать если осветительное оборудование полностью неисправно.
В случае когда вопрос касается нескольких перегоревших лампочек, достаточно будет просто обратиться комитет городского хозяйства при Администрации.
Чаще всего они очень быстро реагируют на сигнал от жильцов и контролируют чтобы двор освещался как того велит закон.
Освещение территории входит ли в обязанности УК
Как осуществляется освещение придомовой территории многоквартирного дома? Смотрите видео:
Эти компании в свою очередь заключают договоры с другими фирмами, занимающимися монтажом осветительного оборудования и его обслуживанием.
Важно! Владельцы квартир в доме стараются указать в договоре, составляемым с УК, о необходимости данных компаний заниматься освещением участков рядом со зданием, а если такие пункты имеются в документе, то обязанность по этому вопросу действительно передается УК.
Непременно ответственной компанией решаются многочисленные важные вопросы относительно освещения ночью:
Важно! Планировать освещение участка следует при учете СНиП, поэтому важно знать предназначение каждой функциональной зоны.
Таблица норм освещения придомовой территории.
Входит ли оплата за освещение в ОДН
Освещение, создающееся для территории рядом со зданием, непременно входит в ОДН. Такое решение вызывает много недовольства со стороны владельцев квартир, так как до 2013 года именно бюджетные средства направлялись на оплату этих нужд.
Начисляется оплата каждый месяц, для чего учитываются показания счетчиков. Она заносится в квитанции, которые далее отправляются владельцам квартир по почте.
В некоторых ситуациях площадь квартиры заменяется количеством людей, проживающих в недвижимости.
Проект освещения двора многоквартирного дома.
Правила монтажа электросчетчиков
Непременно для правильного расчета платы за электричество, необходимого для освещения территории рядом с домом, устанавливаются приборы учета.
Они позволяют решить множество задач:
- рассчитывается общий расход электричества, необходимого для нужд всего строения;
- обеспечивается эффективнее освещение тротуаров, площадок, подъездов и лифтов при их наличии;
- определяется средний расход электричества определенным домом;
- выявляются разные несанкционированные подключения к сети.
Как поступить при выявлении нарушения освещения
Важно! Все обязанности в отношении исправления неполадок, имеющих отношение к многоэтажке, возлагаются на УК.
Если компания не желает заниматься данным вопросом, то жильцы могут обратиться в администрацию города. При необходимости, они меняют УК, если она не может справиться со своими основными обязанностями.
Как сменить УК, если она не выполняет свои функции? Читайте здесь.
Проект освещения и нормативы для придомовой территории многоэтажки. Смотрите в этом видео:
Желательно приложить к нему фотографии, подтверждающие наличие неисправностей.
Работники УК на основании этого документа выполняют действия:
- в течение недели проверяется достоверность сведений, имеющихся в заявлении;
- осуществляется проверка, призванная выявить причину неисправности;
- проводится внутреннее расследование и составляется акт исследования;
- проводятся ремонтные работы, а оплачиваются они жильцами дома.
Методы экономии на освещении территории, находящейся рядом с домом
К этим методам относится:
- использование светодиодных или иных видов электросберегающих ламп, но их мощности должно быть достаточно, чтобы обеспечивалось яркое и качественное освещение;
- использование специальных автоматических установок, за счет которых включаются приборы только при наличии движения на дороге или площадке, а в другое время они будут выключены, поэтому действительно обеспечивается высокая экономия, но при этом изначально жильцам потребуется потратить довольно значительные средства на покупку данных устройств;
- уменьшить количество светильников, если это не нарушает нормы и не уменьшает качество освещения;
- постоянно контролировать включенность приборов, так как нередко по халатности многих жильцов свет в подъездах бывает включен не только ночью, но и весь день.
Владельцы квартир в доме должны самостоятельно решать, какой из вышеуказанных методов считается наиболее оптимальным и подходящим для них, чтобы действительно хорошо сэкономить на платежах за электричество.
Кто несёт ответственность за освещение дома?
Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации ответственность за свет внутри жилых зданий и на придомовой территории лежит на управляющей компании, с которой жильцы заключили договор. В самом тексте соглашения прописано, какие услуги предоставляет УК, за что она несёт ответственность и каков порядок действий при возникающих неполадках или спорных вопросах.
Что же делать, если жильцы обнаружили, что в подъезде, местах общего пользования, в подвале или на прилегающей территории нет света? Им необходимо предпринять следующие шаги:
- Составляется акт, в котором описывается проблема.
- Акт подписывают не менее 3 человек. Это могут быть соседи, старший по подъезду или председатель дома.
- К акту прилагаются доказательства существования проблемы. Например, фото отсутствия света в вечернее время.
- Документы передают в управляющую компанию.
- В течение семи дней работники УК проверяют и анализируют информацию, устраняют неполадки и составляют собственный акт о проблеме.
- Документ, в котором прописаны все действия, принятые для устранения проблемы, передаются заявителям.
Кто оплачивает освещение двора и подъездов многоквартирного дома? Согласно ФЗ территория вокруг дома, как и подъезды, является общей собственностью. Расходы на освещение и устранение неполадок возлагаются непосредственно на жильцов дома. Причём расходы делятся на каждого собственника в зависимости от площади его квартиры.
Следует обращать внимание, зафиксировано ли документально то, что именно эта придомовая территория является общей собственностью именно этого дома. Если таких пометок нет, то включение в квитанцию оплаты за неё неправомерно.
Освещение многоэтажных домов строго регламентируется законами и санитарными нормами. Если не соблюдается один из важных параметров — нет света вообще, он недостаточно яркий, освещение организовано без учёта безопасности жильцов, то жители дома имеют право обращаться с заявлением в управляющую компанию, местную администрацию или даже в суд.
Освещение придомовой территории должно опираться не только на установленный властью закон, но и на соответствующие требования и нормы. О том, что следует знать в данном случае, вам расскажет наша сегодняшняя статья.
Особенности питания наружного освещения
Для городских многоквартирных домов в качестве источника питания системы наружного освещения используют само здание многоквартирного дома.
В связи с этим, чтобы сократить расходы по данной статье для освещения улиц и дворов, располагающихся вблизи многоквартирных домов стали устанавливать экономные источники света: люминесцентные, газоразрядные и светодиодные лампочки. Из этого списка максимальной экономией электроэнергии можно достичь, используя светодиодные источники света.
Некоторые считают, что уменьшить стоимость оплаты потребляемой наружной системой освещения электроэнергии можно с помощью датчиков движения.
Эти устройства показали высокую эффективность в домашних условиях, но вот на улице в качестве элемента системы наружного освещения придомовой территории многоквартирного дома они продемонстрировали менее успешный результат. Дело в том, что здесь работа датчиков движения будет не совсем корректной.
Это связано с тем, что хоть время включения освещения и можно будет запрограммировать в зависимости от естественного уровня освещенности, прибор может реагировать на полет птицы или перемещение домашних животных. В результате частота ложных срабатываний в те моменты, когда свет не нужен, будет в разы выше.
Обратите внимание! Частое включение и выключение света зачастую несет более негативный характер для электросети наружного освещения, чем постоянно горящий свет.
https://vmeste-masterim.ru/estestvennoe-osveshhenie-v-kvartire-normy.html
https://zhkh-rf.ru/kto-po-zakonu-platit-za-osveshhenie-pridomovoj-territorii-mnogokvartirnogo-doma/