Искусственное освещение в художественной мастерской

Автор: | 19 апреля, 2020

 

Искусственное освещение в художественной мастерской

Всем известно, сколь значимую роль в мастерстве изобразительного искусства играет освещение – его, пожалуй, можно назвать главным фактором успеха картин после наличия таланта у самого художника. Хотя наилучший выбор – это естественный свет, его, к сожалению, можно эксплуатировать не всегда. Творческие люди работают без сна и отдыха, не только от рассвета до заката, а почти круглосуточно. Таким образом, становится очевидным, что на определённом этапе искусственное освещение должно гармонично подменить собой солнечный свет, сохранив восприятие красок и форм на полотне. Вдобавок, под теми же углами должны освещаться объекты, которые художник переносит на полотно – будь то фрукты с вазами или черты лиц натурщиков.

Любопытно отметить, что солнечный свет для представителей рассматриваемого ремесла имеет двоякое значение. С одной стороны, он считается эталонным и наиболее простым по спектру, а с другой – наоборот, вредным для передачи достоверности при чрезмерной яркости. В связи с последним художникам даже рекомендуется использовать для работы помещения, в которых окна выходят на север, дабы свет был более мягким и рассеянным, а всю недостающую освещённость можно было бы получить от светильников. В мастерских, смотрящих на южную сторону, принято применять жалюзи, которые экранируют часть светового потока и направляют его требуемым образом. Особенно важно, чтобы их пластинки были белого или серого цвета, поскольку цветные модели или изделия с рисунками спровоцируют появление нежелательных световых пятен и исказят цвета объектов – как в помещении, так и на холсте.

Верхнее освещение в художественной мастерской

Формирование световой картины

В отличие от большинства обычных людей, которые без претензий готовы оставить определённые допуски в освещении, художники себе такую роскошь позволить не могут. В их сфере каждое послабление правил чревато существенным снижением качества работы, так что требования к постановке света весьма жёстки. При оборудовании мастерской принята такая последовательность действий:

  • в первую очередь определя е тся естественная световая картина в помещении – с учётом стороны света, времени года и местоположения здания относительно затеняющих объектов;
  • затем подбираются настенные и потолочные светильники, которые оснащены плафонами, способными обеспечить требуемый баланс между рассеиванием и направленностью света;
  • после этого опытным путём определяются такие лампочки, которые следует использовать при работе над очередным полотном – по их яркости, углам рассеивания, уровню цветопередачи и, конечно же, цветовой температуре.

Света в мастерской должно быть не много и не мало. Важно разместить приборы освещения и подвести к ним питание таким образом, чтобы включать их можно было поштучно или небольшими группами. Это позволит плавно переходить с естественного освещения на искусственное с приходом сумерек без существенных потерь в общей световой картине. Пересвеченность для живописцев ничуть не лучше недостаточной освещённости, а потому только грамотно выстроенный, динамичный баланс может стать по-настоящему эффективным в данном контексте.

Общие принципы освещённости мольберта в целом похожи на аналогичные требования к рабочему месту работника или школьника. Для правшей важно иметь источник света слева, а для левшей – справа. Отличие от традиционных подходов будет состоять лишь в том, что художнику необходим более яркий световой фон за спиной и перед глазами, чего совершенно не нужно ученикам и офисным сотрудникам. Сформировать такой фон способны современные светодиодные панели, особенно крупные модели без дополнительных отражателей. Разместив в небольшой комнате на потолке четыре подобных прибора с нейтрально-дневным оттенком свечения и средней мощностью можно добиться идеальной общей освещённости даже для вечерних и ночных условий работы. Художнику останется менять только направленный свет, согласующийся с объектом рисования, размерами картины и другими факторами.

Важная задача – создать хорошую общую освещённость в помещении для повышения видимости деталей, и лишь после этого переходить к размещению приборов, которые будут распространять лучи однонаправленно и формировать тени. Хотя последнее предложение может показаться противоречащим всему сказанному ранее, однако для художника невозможно передать перспективу и объём без теней. И чем отчётливее они будут видны в реальности, тем правдоподобнее получится изображение на холсте.

В качестве источников направленного света можно использовать не только потолочные модели, но и светильники на струбцинах иприщепках. Такие устройства позволяют обеспечить дополнительную мобильность освещения и гибкость в его перенастройке при смене экспозиции. Большинство подобных изделий оснащены ножкой с поворотным плафоном, что делает возможным задание точных углов свечения. Кроме того, за счёт лёгкости светильники на прищепках можно зафиксировать прямо на раме мольберта и создать локальное освещение, воспользовавшись не очень яркой лампой, защищающей глаза от раздражающего отражения света бумагой.

В последнее время появилась мода использовать для живописи задний свет: художник оказывается освещён со спины выше его роста, благодаря чему тень от тела на мольберт не падает, зато повышается общая освещённость полотна и объектов, расположенных в поле зрения мастера. Раньше такой подход считался неканоническим и его старались избегать, затем использовали потолочные приборы, которые неверно распределяли лучи в помещении, а в последние годы многие живописцы перешли на торшеры современного типа, оснащённые не только поворотным плафоном, но и чрезвычайно длинной изогнутой опорной ножкой. В таких изделиях важно иметь равномерное светораспределение, а потому художники всегда отдают предпочтение моделям с матовыми внутренними поверхностями, исключающими появление бликов.

Линейные светильники в художественной студии

Подбор лампочек

Разумеется, одними только светильниками ограничиваться нельзя, ведь истинным источником света, непосредственно влияющим на результат, являются именно лампочки. Здесь важны три технических параметра: цветовая температура, величина фактического светового потока и индекс цветопередачи. Лампы накаливания в наше время в данной сфере уже не применяются – они дают неприятный жёлтый свет (около 3000 К), который искажает краски на полотне. Вместо них используют светодиодные лампочки с нейтральным оттенком свечения, имеющим цветовую температуру в диапазоне 5000-5500 К, что близко к рассеянному солнечному свету в погожий день. При таком освещении не устают глаза, а восприятие гаммы максимально соответствует реалистичному отображению объектов. В ряде случаев могут применяться более холодные тона, до 6000-7000 К, но это касается только тех случаев, когда необходимо получить немного синеватое освещение полотна и корректировать по нему остальные цвета.

Что касается мощности изделий, здесь художники подходят к вопросу крайне щепетильно. Их интересуют не энергосберегающие свойства лампочек, а их фактический световой поток. Согласно общепринятым стандартам, для изобразительного искусства оптимальным считается значение в 200 лм на 1 кв. м. площади помещения. То есть, для мастерской на тридцать квадратов мастеру потребуется целых 6000 лм. Это означает, что при выборе лампы первостепенное значение будет играть показатель светоотдачи (лм/Вт), а не сама мощность. В зависимости от производителя, мощность одинаковых по результирующим характеристикам изделий будет отличаться. Важно научиться быстро перевычислять в уме сумму фактических люменов, чтобы понимать, сколько и каких светодиодных лампочек потребуется в мастерской. Разделив значение на число светильников, можно получить искомое количество ламп. При условии, что плафоны на осветительных приборах подобраны правильно, необходимости в учёте поправочных коэффициентов не будет. Если же используются плафоны закрытого типа, следует взять запас в 15-20% – именно по величине светового потока, а не паспортной мощности прибора. В свою очередь, для светильников, у которых лампочка выглядывает из чаши плафона, никакие повышения величин не требуются. Напротив, в описываемой ситуации первое время световой поток может даже казаться избыточным, пока на лампочках естественным образом не образуется плёнка из пыли и фактическая освещённость не снизится на несколько процентов.

Индекс цветопередачи – это решающая техническая характеристика осветительной системы, непосредственно влияющая на реалистичность картины. Если в обычные жилые помещения рекомендуется ставить лампочки с показателем CRI не ниже 80 единиц, то в художественных мастерских значение этого показателя всегда обязано быть выше 90 ед. По причинам, во многом обусловленным самой технологией изготовления светодиодных источников света, наилучшие показатели будут у изделий с форм-фактором «сигара», а это лампы с цоколем Т8, подходящие для LED -панелей и ряда линейных светильников с заменяемыми лампочками. Ещё одно значимое преимущество сочетания приборов последнего типа со светоизлучающими элементами такого формата состоит в том, что в пределах мастерской они могут закрепляться буквально везде: и на потолке, и н а стенах, и на мольберте, и на штативах для более адресной подсветки натурщиков или холста.

Некоторые художники умышленно не отступают от традиции использования вольфрамовых лампочек, поскольку данные изделия имеют высокий коэффициент цветопередачи. Что ж, с этим спорить сложно, однако минусов в такой политике больше, чем плюсов. Например, выставлять картину на экспозициях в последующем тоже можно будет только при таком же освещении, иначе её восприятие изменится. Написанное при жёлтом свете полотно окажется перегружено синим цветом, даже если пейзаж далёк от морского. Человеческий мозг компенсирует избыток жёлтого синим, из-за чего автор произведения может легко потерять чувство меры и впоследствии при дневном освещении картина потеряет свой шарм. Особенно губительно это для портретной живописи, поскольку в цвете человеческой кожи нет выраженных синих оттенков. Среди профессионалов явление избытка голубых тонов даже получило шутливое прозвище «эффект Аватара».

Освещение для рисования

Рассеивание света как венец световой картины

Яркость и цветопередача – это лишь два столпа из трёх при формировании правильной световой картины. По-настоящему законченной она будет тогда, когда освещение получится рассеянным, заполняющим пространство и позволяющим работать над полотнами, сохраняя адекватное физическим реалиям восприятие объектов. Художники-пейзажисты лучше других понимают, что даже при всём наличии теней в природе, солнечный свет в целом распространяется довольно однородно и равномерно, он освещает скорее сверху-сбоку, нежели под постоянным углом. В свою очередь, для студийной живописи все природные явления приходится воссоздавать вручную.

В обычной жизни матовых плафонов было бы вполне достаточно, однако для художника нужна не фрагментарная имитация рассеивания, а его фактическое наличие. Более профессиональный способ – это применение специальных «молочных» стёкол в качестве светофильтров или установка софтбоксов для фотографирования в мастерской. Подобные решения хоть и эффективны, но достаточно затратны. Кроме того, так удобно освещать объекты на столе, составляющие натюрморт, или натурщика, но в качестве подсветки холста данный подход покажет невысокую эффективность.

Есть способ куда проще и дешевле: потолки оклеиваются однотонными белыми обоями или монтируются из гипсокартонных листов. В отличие от покраски, побелки или использования натяжных полотен, перечисленные варианты отделки не формируют жёсткого отражения, то есть, исключают вероятность появления световых пятен. Достаточно направить свет источников кверху – и художник получит мягкую рассеянную заливку мастерской равномерным светом. Единственный минус данного способа состоит в том, что заметный процент светового потока будет попросту теряться.

Однако сократить потери и повысить энергоэффективность можно при помощи использования прожекторов на штативах или посредством закрепления устройств на стенах. Их изначальный световой поток выше обычного, а потому один такой прибор способен легко заменить три-пять более мелких светильников. При выборе прожекторов нужно лишь следить за тем, чтобы они имели высокий индекс цветопередачи, поскольку у большинства изделий из данной категории этот показатель довольно посредственен. При наличии пары эквивалентных моделей, грамотно размещённых в помещении, можно добиться почти полного отсутствия теней на холсте.

Освещение рабочего стола: как обеспечить зрительный комфорт?

Галина Гладышева

Основополагающий фактор продуктивной работы – правильно подобранный свет: ошибки в этой области могут привести к проблемам со зрением и повышенной усталости. Как обеспечить идеальное освещение рабочего места, с которым будет комфортно каждый день?

Факторы зрительного комфорта во время работы

В процессе работы (не важно, с экраном компьютера или с печатным текстом) глаза испытывают ощутимую нагрузку, которая увеличивается при несоблюдении базовых рекомендаций по организации освещения в рабочем пространстве. Для достижения максимального зрительного комфорта нужно принять к сведению следующие факторы:

Комфорт на рабочем месте обеспечивает спокойная цветовая гамма и правильная лампа

  • однородное распределение света – от этого показателя зависит отсутствие теней и плохо освещенных участков в зонах концентрации основного внимания;

Светильники на равном расстоянии над рабочим столом обеспечивают равномерный свет

  • отсутствие отражений и бликов – важно для правильного восприятия деталей, которые в противном случае могут искажаться или вовсе выпадать из поля зрения;

В этом кабинете все металлические детали, создающие блики, находятся вне поле зрения

  • подходящая яркость и температура света для каждого осветительного прибора – для различных светильников действуют свои требования, которые позволяют снизить нагрузку на глаза (подробнее об этом см. ниже);

В этом кабинете использованы светильники комфортной для глаз яркости и температуры

  • отсутствие мерцания – несоблюдение этого требования приводит к проблемам с физическим состоянием работающих (головная боль, тошнота, повышенная усталость и прочее);

Для освещения этого кабинета выбраны лампы, не создающие мерцание

  • комфортная цветовая гамма – некоторые цвета в отделке и мебели могут влиять на восприятие окружающих деталей и искажать их реальные оттенки (это особенно важно для художников и работников сферы дизайна), в отдельных случаях может понадобиться освещение определенной температуры.

Спокойные оттенки натуральных материалов в интерьере кабинета не отвлекают от работы

Помните, что некоторые лампы (например, люминесцентные) со временем теряют эффективность и яркость, что снижает комфорт для глаз во время работы. Чтобы избежать этого, своевременно обслуживайте осветительные приборы – проверяйте их не реже раза в год.

Своевременно проверяйте эффективность каждой лампы в вашей рабочей зоне

Комфортная рабочая зона: как организовать освещение?

Чтобы обеспечить идеальное освещение рабочей зоны, необходимо учесть все факторы зрительного комфорта. Что такое рабочее освещение, комфортное для глаз, и каким аспектам требуется уделить особое внимание?

Несколько источников света обеспечат больший зрительный комфорт на рабочем месте

Отражающие поверхности

Любые поверхности вне зависимости от цвета и фактуры материала способны отражать свет. Для измерения этого свойства существует такой показатель, как коэффициент отражения, который измеряется в процентах (от 0 у черных матовых элементов до 100% у чистого белого). Для каждого элемента рабочего пространства существуют оптимальные значения, обеспечивающие максимальный зрительный комфорт.

Матовое и полуглянцевое покрытие препятствуют появлению бликов в рабочей зоне

  • Пол. Рекомендованный показатель не должен превышать 25%: это значит, что для напольных покрытий лучше выбирать темные матовые материалы, поглощающие свет и препятствующие появлению бликов от потолочных светильников и дневного солнца из окон.

В интерьере этого домашнего кабинета использована отделка пола темным деревом для предотвращения бликов

  • Стены. Наиболее тщательно нужно подходить именно к выбору материалов для отделки стен, ведь они находятся непосредственно перед глазами и оказывают на них максимальное влияние. Лучше всего использовать поверхности с коэффициентом не менее 50, но и не более 75%: достаточно светлые, но не ослепительно белые или яркие. Для более темных и насыщенных цветов можно выбрать полуглянцевый финиш с легким блеском, в то время как для более светлой отделки лучше использовать матовое покрытие.

Для оформления стен в этом кабинете выбрана матовая голубая краска с коэффициентом отражения около 50%

  • Потолок. Чем светлее потолок, тем лучше: он должен беспрепятственно отражать и рассеивать свет. Самым удачным будет показатель от 75% и выше – такое решение сохранит рабочее помещение хорошо освещенным дневным светом до самых сумерек и позволит сэкономить на электричестве. Однако глянцевое покрытие здесь также не рекомендуется: в яркий солнечный день оно будет сильно слепить.

Благодаря высокому коэффициенту отражения белый потолок – лучший выбор для кабинета

    . Оптимальный коэффициент отражения от поверхности стола связан с той деятельностью, которую в основном выполняет его владелец: число будет немного отличаться у «бумажной» работы и работы за компьютером. Наиболее универсальными являются показатели от 20 до 50%, при этом желательно, чтобы поверхность стола не блестела и была однотонной.

Рабочий стол в оттенке натурального дерева – наиболее универсальный вариант

С помощью этой простой таблицы ниже можно быстро разобраться, каким коэффициентом отражения обладают поверхности различных цветов, чтобы выбрать для себя подходящий вариант.

Коэффициент отражения (в %)

Не стоит избегать ярких оттенков в рабочей зоне, даже если их коэффициент отражения не соответствует необходимым показателям: небольшие вкрапления цвета в виде декоративных элементов не нарушат общий комфорт для глаз, зато окажут заметный психологический эффект, улучшив деловой настрой и повысив продуктивность. Так, например, желтый и оранжевый заряжают бодростью, а мягкие пастельные оттенки вроде небесно-голубого или пудрово-розового в интерьере кабинета создают расслабляющую атмосферу.

 

Абстрактная картина со множеством оттенков создает рабочее настроение в нейтральном интерьере кабинета

Если вы не уверены, что детали выбранного вами яркого цвета не увеличат нагрузку на зрение, сочетайте их с белым фоном: этот нейтральный оттенок уравновесит насыщенные краски и сделает работу комфортнее.

Картина с яркими цветовыми элементами на белом фоне придаст вдохновения для работы

Яркость освещения

Яркость света – это физическая величина, измеряемая отдельно для каждого его источника. Однако в контексте обустройства рабочих пространств уместнее говорить не об этой величине как таковой, а о восприятии человеком яркости освещения в комнате в целом. Этот показатель складывается из двух характеристик: уровень освещенности и температура света.

Для различных источников освещения в этом кабинете выбраны лампы разной яркости и температуры

  • Уровень освещенности. Этот сложный показатель ориентирован в первую очередь на общее (потолочное) освещение и вычисляется для каждого конкретного помещения с учетом его площади и высоты потолка. Сделать это самостоятельно может быть проблематично, поэтому лучше обратиться к специалисту, который рассчитает необходимую мощность и количество светильников в вашем кабинете.

Уровень освещенности кабинета рассчитывается только с учетом потолочных светильников

Для точных расчетов необходимого уровня освещенности используется следующая формула: площадь помещения умножается на коэффициент высоты потолка (стандартная величина, которую можно найти в Интернете: для потолка до 2,7 м равен 1, 3-3,5 м – 1,2 и т. д.) и на нормативный показатель из санитарных правил для работников (измеряется в люксах, для стандартного кабинета он равен в среднем 500 лк по Международным нормам). Помните, что данные будут различаться для помещений в зависимости от их назначения – работа с бумагами/компьютером или производство. Подробнее о том, что такое производственное освещение и чем оно отличается от «кабинетного», изложено в Санитарных нормах и правилах.

Просторное помещение офиса, рассчитанное на множество человек, нуждается в большом количестве светильников для создания подходящего уровня освещенности

  • Температура света. Наиболее ощутимый человеческим глазом фактор, способный оказывать мощное психологическое и физиологическое воздействие. Слишком холодный свет возбуждает нервную систему, сначала вызывая бодрость, но при длительном воздействии он повышает тревожность. Напротив, слишком теплый свет чрезмерно расслабляет, снижает работоспособность и увеличивает сонливость. Оптимальным решением станет нейтральный свет температуры около 4000 К: этот вариант наиболее универсален.

Свет нейтральной температуры наиболее универсален и подходит для любого вида работы

Выбор температуры ламп для кабинета напрямую связан с особенностями вашей деятельности. Например, если здесь вам необходимо создать доверительную атмосферу для общения с другими людьми (актуально для психолога, менеджера по персоналу и ряда схожих профессий), выбирайте более теплый свет – примерно 3000 К. Если же в вашей работе важна точность передачи цветовой гаммы, отдайте предпочтение «холодным» лампам – примерно 5000 К, и обратите внимание на индекс цветопередачи на упаковке (он должен быть 80-90).

Теплое освещение подходит для переговорной комнаты, так как оно располагает к общению

Холодный свет больше подходит для работы художника или дизайнера, так как лучше подчеркивает детали и цвета

При оформлении кабинета не работает устаревшее правило «чем ярче лампы и чем их больше, тем лучше». Головные боли, ухудшение зрения, нарушения сна и повышенная тревожность – вот основные ответы на вопрос, в чем опасность яркого освещения рабочего места.

Несколько ламп над рабочим местом, дающих рассеянный свет, обеспечат больший зрительный комфорт

Форма плафона (для настольной лампы)

От формы плафона зависит, как именно будет обеспечиваться подсветка рабочего места – направленно или рассеянно. Наиболее комфортный для глаз вариант – второй, в то время как к направленному свету стоит прибегать только для выделения мелких объектов при работе (например, это остро актуально для работников нейл-индустрии). Рассеянный свет обеспечит светильник с полукруглым или конусообразным плафоном. Вытянутый плафон в виде цилиндра дает прямой луч, направленный в одну точку.

Лампа круглой формы обеспечивает мягкий рассеянный свет в рабочей зоне

Лампа в форме конуса выглядит очень стильно и создает комфортный рассеянный луч света

Вытянутая лампа в форме цилиндра дает направленный луч для акцентирования деталей

Освещение рабочего стола: выбор светильников

Идеальный светильник для рабочего места должен обеспечивать максимальный зрительный комфорт в соответствии с факторами, о которых было сказано выше. Достичь этого можно лишь используя различные типы осветительных приборов.

Комбинирование светильников разного типа обеспечивает лучшее освещение кабинета

Общее (потолочное) освещение

Главный показатель качественного верхнего освещения над рабочим столом – равномерность и хорошее рассеивание. Выбирайте точечные светильники-споты, расположенные на равном расстоянии друг от друга по всей поверхности потолка: этот вариант оптимален по всем показателям. Используйте в них одинаковые лампы нейтральной температуры и своевременно меняйте их – даже если одна из них перестала светить, нагрузка на глаза уже увеличилась.

Точечные светильники-споты – лучший вариант для основного освещения в кабинете

Располагайте точечные светильники на равном расстоянии друг от друга для равномерного освещения кабинета

Подвесные светильники

Люстры и подвесные потолочные светильники над рабочим столом используются нечасто – как правило, они дают неравномерный поток света, оставляющий затененные участки. Однако в небольших кабинетах (например, в компактном домашнем офисе) им можно найти применение. При выборе светильника избегайте моделей с элементами, дающими множество бликов – полностью стеклянных (особенно граненых) плафонов, хрустальных подвесок и подобных деталей – оставьте такие люстры для гостиной. Остановитесь на гладких непрозрачных вариантах куполообразной формы с внутренним покрытием светлого оттенка для максимального отражения света.

Круглый подвесной светильник хорошо подходит для освещения компактного домашнего офиса

Подвесной светильник дает немного света, поэтому лучше использовать его в паре с настольной лампой

Настольные лампы

Главный светильник в рабочей зоне – это, конечно же, индивидуальная настольная лампа. Идеальная модель должна соответствовать следующим требованиям:

Для каждого рабочего места необходима индивидуальная настольная лампа

  • иметь возможность регулировки высоты и направления света – для разного времени суток и вида деятельности может понадобиться различное положение лампы;

В интерьере этого домашнего офиса использована лампа с регулировкой высоты

  • располагаться ниже уровня глаз, но при этом полноценно освещать рабочую поверхность – это позволит видеть стол целиком и защитит от «ослепления» потоком света;

Эта лампа расположена именно так, чтобы освещать стол, но не светить в глаза

  • находиться вдали от предметов, способных отбрасывать тень на рабочую поверхность – по крайней мере, такие объекты не должны располагаться на пути светового потока;

На пути светового потока от этой лампы нет предметов, отбрасывающих тени

  • иметь соответствующую форму плафона (полукруг или конус для рассеянного света, цилиндр – для направленного), а также материал – идеально подойдет непрозрачная модель из пластика, дерева или металла;

Эта узкая цилиндрическая лампа из металла предназначена для направленного потока света

  • быть не слишком яркой и холодной – выбирайте лампы с нейтральным светом 40-60 Вт (8-10 Вт – для светодиодных).

Нейтральный белый свет идеально подойдет для рабочей лампы на столе

Настольная лампа не обязательно должна располагаться именно на столе: для экономии места можно использовать модели, которые крепятся на стену или полки, но лишь при условии, что они соответствуют указанным выше требованиям.

Лампа с настенным креплением позволяет сэкономить место на этом небольшом рабочем столе

Стол компьютерный vs письменный: есть ли разница в выборе лампы?

Принципиальной разницы нет: требования для них действуют примерно одни и те же. Однако для компьютерного стола можно использовать менее яркую лампу – подсветка клавиатуры здесь будет полезнее. Для письменного стола также стоит учесть, левша или правша за ним работает. Для правши располагайте лампу с левой стороны, а для левши – наоборот: так рабочая рука не будет перекрывать световой поток.

Для освещения компьютерного стола подойдет не слишком яркий теплый свет

Выбирайте сторону установки лампы в зависимости от того, правша или левша работает за столом

Для столов любого назначения не лишней будет также подсветка в некоторых зонах, например, в нишах или за полками, чтобы все нужные для работы предметы были хорошо освещены.

Дополнительная подсветка полок над рабочим столом выделяет все предметы на них

Правильный выбор освещения для рабочего места сохранит ваше здоровье и повысит продуктивность, а современные дизайнерские светильники добавят стиля и оригинальности вашему кабинету.

https://5watt.ua/blog/stati/iskusstvennoe-osvesshenie-v-khudozhestvennoj-masterskoj
https://dg-home.ru/blog/osveshchenie-rabochego-stola_b558160/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X