Содержание
Искусственное освещение квартиры — это не просто монтаж проводов и светильников. Вопрос намного шире, чем кажется. При помощи грамотно подобранного искусственного света можно радикально изменить внешний вид обстановки и декора жилых помещений.
Кроме того освещение, это вопрос здоровья человека, сохранности его зрения. Чтобы сделать освещение квартиры или дома красивым и функциональным, необходимо иметь четкие представления об имеющихся возможностях монтажа освещения.
Эта статья будет посвящена тому, как на практике реализовать возможности, заложенные в осветительных устройствах, совокупность которых и определяет понятие — искусственное освещение квартиры.
Видов искусственного освещения квартиры всего 4, но, как правило, в жилых помещениях устанавливаются 3 из них, а четвертое встречается редко. Впрочем, это уже выбор каждого.
В этом случае свет в помещении падает равномерно на всю площадь. Светильники располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга и свет от них равномерно рассеян. Если источник света локализован в одной точке, то в какой-то части будет ярче, но в любом случае вся комната освещена без резких перепадов. Самый распространенный пример такого искусственного освещения, когда посередине потолка располагается люстра.
При таком виде источники света могут локализоваться на определенном участке — рабочем столе, кухонной плите, куске стены и т. д. Пример — настольная лампа с отражателем.
Как понятно из названия, этот вид объединяет в себе два предыдущих. Наиболее часто встречающийся вариант.
Располагается в жилых помещениях далеко не всегда (и зря). При отключении основного источника освещения автоматически включаются дополнительные слабые лампы, питаемые от аккумуляторов. Аварийное освещение очень к месту в домах, в которых есть лестницы. При отключении света очень легко упасть в темноте с крутой лестницы. Аварийные светильники предохраняют от такой неприятности.
Светильник с коническим рефлектором отбрасывает направленный свет
Способ освещения зависит от вида светильника.
Светильник такого вида освещает определенный участок площади подобно электрическому фонарику с рефлектором.
Лампы такого типа дают мягкий рассеянный свет
Непрямым будет называться направленный свет, отраженный от какой-либо поверхности.
Светильники, дающие отраженный свет. Как правило, такие светильники устанавливают на карнизах или под потолком
Свет от лампочки распространяется равномерно во все стороны на 360°. Так светит обычная лампа накаливания, которая не прикрыта абажуром.
Светильник смешанного типа. Лампа дает 3 типа освещения: направленное вниз, рассеянный свет сбоку и отраженный сверху
Его дают хитрые лампы, которые светят всеми тремя вышеперечисленными способами сразу: и направленным, и отраженным, и рассеянным.
Отраженный от потолка свет более мягкий и создает рассеянное освещение в определенной зоне
Выбор лампы начинается с самого начала отделки или ремонта, когда определяется, для чего предназначена комната и что в ней будет располагаться. Ассортимент светильников настолько велик, что одно только перечисление видов займет не одну книгу. Имеет смысл рассказать о них по принципу расположения и монтажа.
Встроенный потолочный точечный светильник с галогенной лампой и поворотной частью
Различают потолочные встраиваемые и накладные светильники. Первый вид предназначен для подвесных и натяжных потолков. Второй — для потолков из монолитного материала без пустот за ним.
Люминесцентный потолочный встраиваемый светильник на 4 лампы по 18 Вт
Располагаются на потолке. Отличаются от потолочных способом крепления — они подвешиваются к потолку при помощи штанги или гибкого тросика.
Подвесной светильник — люстра
К ним относятся напольные (торшеры) и настольные лампы.
Настольный светильник с шарнирами создает зону освещения на рабочем столе
Это различного вида бра и люминесцентные светильники линейного типа.
Настенный светильник — бра
Настенный пылевлагозащищенный светильник с решеткой, обычно устанавливается в технических помещениях
1. Освещенность комнаты должна быть не меньше 15 Вт на 1 м² площади. Это значит, что если размеры гостиной 5 х 4 м, то люстра должна иметь пять лампочек по 60 Вт каждая. Имеется в виду мощность лампочек накаливания. Мощность ламп другого типа была рассмотрена в другой статье — Виды электрических ламп.
2. Расстояние от пола до нижнего края потолочного светильника должно быть не меньше 2 м. Если есть желание повесить в типовой квартире многоярусную хрустальную люстру, то сначала стоит задуматься: не будут ли лампочки оставлять ожоги на лбу.
3. Светильники в ванной комнате и санузле обязательно должны иметь стекла для защиты от повышенной влажности и брызг воды. Степень защиты — IP 54 и выше. Расшифровка значений IP приведена в таблице ниже. Перед тем как начать электромонтажные работы по созданию искусственного освещения квартиры, желательно выполнить чертеж объекта, на котором помечаются зоны освещения. При этом должны учитываться все факторы: уровень естественного освещения, цветовая гамма интерьера, мощность и направленность искусственного освещения, личные пожелания и т. д.
В конце сентября в городе прошла Kazan Design Week. В течение четырех дней дизайнеры и архитекторы из России и Италии рассказывали об умных городах, ландшафтном дизайне, трендах на рынке недвижимости и так далее. Одним из спикеров стала сооснователь лаборатории светодизайна MPEI Light Lab и преподаватель Школы дизайна ВШЭ Кира Федотова. «Инде» попросил ее дать несколько практических советов по обустройству дома. Рассказываем, почему не стоит вешать люстру над кроватью, зачем в ванной нужен рассеянный свет и как сэкономить на счетах за электричество.
Дисциплина на стыке технического и творческого направлений, коллаборация инженерии и дизайна (свет — физический инструмент, а дизайн подразумевает творчество). Когда-то главным источником света было солнце. Потом человек открыл огонь, появились факелы и свечи, но это был функциональный свет (создает минимальные комфортные условия для зрительной работы). Как только появилась лампочка, ее начали заключать в отражатели, надевать на нее линзы, рассеиватели — то есть играть со световым потоком. Эта возможность манипулировать светом, в том числе в декоративных целях, и дала толчок к развитию светодизайна. В России понятие «светодизайн» начали активно использовать 7−10 лет назад, с появлением светодиодов.
Свет — мощный инструмент. С его помощью можно сломать архитектуру или, наоборот, «достроить», визуально увеличить или уменьшить пространство. Хороший пример — сталинские высотки в Москве: монументальная архитектура, большое количество деталей и элементов на фасаде. Семь высоток похожи друг на друга, но имеют отличительные архитектурные особенности. Задача освещения — с одной стороны, объединить здания как часть единого ансамбля, с другой, выделить каждое. Однако часть высоток до сих пор освещают устаревшие световые приборы, которые работают по-разному: и по цвету, и по количеству света. Соответственно, непривлекательно выглядят не только отдельные здания: пропал общий вид ансамбля. Сейчас вопросом активно занимается правительство Москвы, поэтому, надеюсь, скоро архитектура сталинской эпохи будет представлена достойно.
А еще свет влияет на состояние человека: он создает настроение, помогает сконцентрироваться на работе или расслабиться дома.
Классифицировать можно, например, по расположению: есть наружный, внутренний и медиасвет. Наружный делится на уличный, парковый, дорожный, ландшафтный. Интерьерный (внутренний) — на свет в административных зданиях, на стадионах, торговое и частное освещение. Медиасвет (реклама, свет на спектаклях и концертах, медиафасады) несет информацию, коммуницирует с человеком.
В каждом сегменте — свои принципы и цели светодизайна. В торговом освещении важны тональность (температура) света и цветопередача — насколько корректно свет позволяет воспринимать цвет товаров. В частных интерьерах важны температура света и контрасты: человек там отдыхает, и контрасты должны быть мягкими. В музейном освещении важны жесткие контрасты, чтобы сосредоточить внимание зрителя на конкретных экспонатах. Есть определенные нормативы, при которых человек чувствует себя комфортно и сосредоточенно в офисе. Во-первых, важен уровень освещенности, во-вторых, свет не должен отражаться от экрана компьютера. В-третьих, коэффициент пульсации — «моргания» ламп — не должен превышать пяти процентов. Как правило, глаз не замечает этого мерцания, зато воспринимает мозг.
В зависимости от специфики осветительных приборов свет бывает прямым, рассеянным и отраженным. Отраженный свет падает сначала на некую поверхность — то есть отражается от нее, — а потом уже на предмет. Чтобы получить рассеянный свет, на лампу надевают специальный рассеиватель. Прямой свет бывает разным: если задача — залить светом пространство, речь идет о широком светораспределении. Если нужно сфокусировать внимание человека на какой-то детали, картине, скульптуре — об акцентном свете.
Во-первых, свет — часть интерьера, и человек должен чувствовать себя в нем максимально комфортно. Поэтому нужно предусмотреть несколько сценариев освещения, чтобы в одном и том же пространстве можно было и работать, и отдыхать. Учитывайте, что зоны зрительной работы (рабочий стол и место готовки на кухне) требуют хорошего уровня освещенности без теней. Как проектировали раньше? В центре комнаты — один вывод под люстру плюс бра. Но если люстра (или другой источник света) находится за вами, тень от вас упадет на рабочую область. Поэтому в функциональных зонах должен быть локальный свет. Во-вторых, от выбора освещения банально зависит размер ежемесячной платы за электроэнергию.
Сегодня в тренде минимизация светильников (их все чаще интегрируют в архитектуру) и получение светового эффекта (сейчас, из-за большого количества информации вокруг, человека свет интересует лишь как эффект).
Освещение квартиры должно состоять из пяти слоев. Первый — функциональный (для рабочих поверхностей). Второй — акцентный: монотонно заливать светом пространство скучно и невыразительно, поэтому старайтесь подсвечивать картины, зоны с декоративной стеной, предметы интерьера. Третий — атмосферный: как правило, он подразумевает еще один сценарий освещения — более приглушенный или интерактивный свет (например, созданный с помощью закарнизной подсветки, которая меняет цвет или яркость). Четвертый слой — работающий на архитектуру: в интерьерах часто встречаются элементы, которые стоит подчеркнуть. Пятый слой — физиологический: важно создать условия, в которых глаза будут отдыхать. Дело в том, что человеческий глаз рефлекторно реагирует на смену яркости и движение. Существует понятие «адаптация» — когда зрачок меняется в диаметре при смене яркости. Так вот, глаза отдыхают в условиях «спокойного» освещения с оптимальными уровнями яркости и освещенности, без быстрой светодинамики.
В каждой комнате — свои законы освещения. В санузле свет должен быть рассеянным и мягким, но важно акцентное освещение зоны зеркала — чтобы, когда мы красимся или чистим зубы, на лицо не падали тени. Если направить свет справа, левая сторона лица останется в тени, слева — правая, сверху — нижняя. Поэтому в зоне зеркала лучше сделать рассеянный или отраженный свет. Например, проложить светодиодную ленту в профиле с рассеивателем или по периметру за зеркалом.
Часто в спальнях вешают люстру над кроватью, но это неправильно: вы лежите, и свет бьет прямо в глаза. То же касается точечного света, интегрированного в потолок: точки нужно располагать вне кроватной зоны. Или же купите светильники с углубленным источником света, который можно увидеть только стоя непосредственно под ними. Система встроенных потолочных светильников даст общий свет. Торшеры, настенные светильники, закарнизная подсветка локализуют свет и делают его более приглушенным. Сейчас многие пускают свет со стены, избегая потолочных светильников. Этот прием родом из гостиничного освещения — такой свет стоит во многих сетевых отелях. Массовое строительство подразумевает небольшие площади квартир и высоту потолков, а потолочный свет ее только съедает: для установки светильников делают подвесной или натяжной потолок, который занимает 10−20 сантиметров, от чего пространство кажется давящим. Поэтому стены и потолок сперва штукатурят и красят и только потом делают систему отраженного света.
На кухне определите основные рабочие поверхности. Первая зона — резки и готовки. Вторая — обеденный стол. Дальше все зависит от планировки: возможно, у вас есть диван со столиком. Установите над каждой зоной по светильнику, а общий свет создайте со стен или с помощью закарнизной подсветки.
В гостиной, как правило, создают два сценария освещения (обычно это приглушенный локальный свет и насыщенный потолочный), потому что это многофункциональное помещение: по вечерам тут или семья смотрит телевизор, или пара пьет вино, или друзья играют в настольные игры. Сейчас в тренде минимализм и хай-тек, поэтому у светильников часто бывают простые геометрические формы — накладной круг, световая линия или какая-то их конфигурация.
Создать систему отраженного света. Запомните: светлое увеличивает пространство, темное — уменьшает, поэтому нужно стараться максимально подчеркивать светлую часть поверхностей. Если вы повесите люстру прямого света (весь ее свет падает на пол, а не на стены и потолок), светлый потолок окажется темным — сложится ощущение, что он на вас давит. Создавать отраженный свет лучше источниками света, установленными на стены. В том числе потому, что высота потолка не уменьшится за счет толщины и подвеса светильника.
Неровности заметны из-за светотеневого эффекта. Если свет идет вдоль текстуры, мы видим тени и, соответственно, неровности. Если свет рассеянный и мягкий, теней практически нет, и неровности неуловимы. Решение проблемы — создать в помещении систему рассеянного света.
Известная формула расчета количества ватт на квадратный метр больше не работает. Раньше в комнате был один вывод под светильник, и формула позволяла рассчитать количество рожков и лампочек в люстре, необходимых, чтобы залить пространство светом. При зональном освещении удобнее использовать бесплатную программу для расчета освещенности — например DIALux (10 бесплатных уроков по ней можно найти здесь).
https://remstd.ru/archives/iskusstvennoe-osveshhenie-kvartiryi/
https://inde.io/article/16268-yasno-ponyatno-kak-izmenit-interier-s-pomoschyu-sveta