Содержание
Светодизайн жилых помещений: нормы, концепции, реализация, примеры
Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.
Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:
- Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн. Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
- Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
- И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.
Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.
Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.
Виды освещения
Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:
- Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
- Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
- Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
- К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.
Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.
Правила и нормы
Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам ГОСТ Р 54943—2012 4 и СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:
- освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
- коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
- для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.
- Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
- КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.
Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.
КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.
Как определить КЕО?
В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:
- Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
- То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.
Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.
Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.
Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.
Поляризация
Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.
Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.
Когерентность
Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.
Спектр
Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.
Виды спектров белого света
Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.
Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.
Как проверить качество света?
Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:
- «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
- Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.
Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.
Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.
Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.
Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.
О поверхностной яркости
По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.
Видео: ошибки в светодизайне
Пошел светодизайн
Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.
Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.
Следующий этап – размещение светильников, а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.
О концепциях света
Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.
- Основа европейского – люстра как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
- Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.
И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.
Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.
Расчет освещения для квартиры студии: внимательный взгляд на вопрос
На смену лампам накаливания приходят экономные LED-светильники. Для правильного размещения осветительных приборов требуется расчет светодиодного освещения.
Нормы освещенности для помещений различного назначения
Уровень освещенности указывается в люксах (Лк). Это световой поток мощностью 1 люмен (Лм), приходящийся на 1 м² помещения. Люмен — параметр, воспринимающийся глазами человека, меняется в зависимости от освещаемой площади. Если направить 100 Лм на 1 м², то освещенность составит 100 Лк. Если эти же лучи спроецировать на 10 м², показатель освещенности будет только 10 Лк.
Нормы освежения жилых помещений.
В зависимости от назначения комнат, проводимых работ к уровню освещенности предъявляются свои требования. Существуют нормативы СНиП, касающиеся разных видов помещений. Согласно им, требуемая освещенность составляет (в Лк):
- для коридора, ванной, туалета, кладовой — 50;
- в гардеробе — 75;
- для лестницы многоэтажного дома, сауны — 100;
- на кухне, в спальне, гостиной — 150;
- для детских комнат — 200;
- в библиотеках, кабинетах, офисе с ПК — 300;
- в помещениях для чертежных работ, сборки мелких деталей — 500.
Ориентируясь при выборе на люксы светодиодного светильника, не забывают, что это показатель освещенности для 1 м². Если вкрутить в спальне площадью 10 м² лампочку 150 Лк, этого будет недостаточно: требуется 1500 Лк.
Нормативы СНиП рассчитаны на помещения со стандартной высотой потолков 2,7 м.
Чем дальше расположены лампочки от объекта, тем хуже он освещается. Поэтому применяется коэффициент поправки для потолка высотой более 2,7 м. Он составляет в зависимости от уровня подъема потолков:
- до 3 м — 1,2;
- в пределах 3,0-3,5 м — 1,5;
- от 3,5 м до 4,5 м — 2.
Прослеживается прямая зависимость: потребность в свете возрастает с увеличением высоты потолка.
Расчет освещения светодиодными светильниками
Здесь используются очень простые формулы:
Расчет количества светодиодных светильников по площади производим исходя из размеров комнаты и требуемого уровня освещения.
Световой поток одной лампы = уровень освещённости * площадь комнаты / количество ламп
Расчет светодиодного освещения на квадратный метр:
Уровень освещённости = количество ламп * световой поток лампы / площадь освещения
Сколько нужно светодиодных светильников на квадратный метр зависит от типа монтажа светильников. Если светодиоды устанавливаются в обычную люстру, их световой поток подбирается исходя из необходимого уровня интенсивности света. При монтаже точечных светильников по периметру – делим необходимый уровень на показатель светового потока ламп, которые мы планируем устанавливать.
Не следует забывать, что эффективный угол света светодиодов около 120 градусов, поэтому количество светильников на квадратный метр должно быть таким, что бы свет был равномерным, без перепадов. Это достигается увеличением количества источников света с пропорциональным уменьшением мощности каждого источника.
Следует учесть, что лампочки, расположенные в потолке, находятся на 20-30 см выше, чем в люстре, поэтому интенсивность света должна быть на 15-20% выше.
Варианты подсветки
На сегодняшний день в любом жилом помещении, согласно нормам СНиП, следует организовывать два типа освещения:
- естественное. Это освещение в студии создается с помощью широких оконных проемов. Обычно окна в такой квартире стараются размещать по центру, тем самым давая солнечному свету как можно больше пространства. Чтобы сделать интерьер более светлым, для оформления окон стоит использовать светлые и легкие шторы, избегая темных и тяжелых вариантов ткани;
Обратите внимание! Лучше всего использовать так называемые французские окна. Такие окна будут пропускать в разы больше солнечного света, чем обычные оконные проемы. Хотя конечно, не всегда имеется возможность установить подобные окна.
Естественное освещение студии-квартиры
- искусственное. Такой тип светового обеспечения является неотъемлемым в нашей жизни. Но если неправильно подойти к вопросу, то освещение может все испортить. И в нашем случае это действительно настоящая проблема.
Искусственное освещение в студии квартире
Для квартиры студии стоит помнить, что искусственное световое обеспечение должно быть организованно сразу на нескольких уровнях, чтобы полноценно подсветить помещение и визуально поделить его на зоны. То есть, здесь стоит организовать следующие уровни подсветки:
- общее освещение. Организуется с помощью потолочных светильников, которые могут крепиться как по центру помещения, так и по периметру. Отлично смотрится в подвесных потолочных конструкциях гипсокартонного или натяжного вида;
Общее освещение студии квартиры
- зональное. В данной ситуации осветительные приборы размещаются группой, для подсветки определенной области помещения: кухни, спальни и т.д. При этом чтобы усилить визуальное световое разделение, можно использовать разные типы светильников, а также источники света.
Зональное освещение студии квартиры
Как видим, сложности в нашей ситуации касаются в основном искусственного освещения. Именно неправильной подход к выбору светильников и их размещению может негативным образом сказаться на внешнем облике всего жилого пространства.
Расчет количества, мощности и места установки светильников
Для того чтобы создать правильную сеть освещения в комнате, доме или вообще в любом помещении, у нас должен быть детальный план расположения мебели, декоративных элементов и отдельных зон. Без всего этого создать именно правильное освещение нереально. Поэтому в наших дальнейших разъяснениях мы исходим из того, что вы имеете такой план.
Более подробно о расчете освещения узнайте из этого видео!
Выбор мощности светильников
Одним из основных критериев выбора правильного освещения, является правильный подбор светильников и мощности ламп. Для этого существует два основных метода расчетов – точечный метод и метод коэффициентов использования. Первый из них больше предназначен для расчета местного освещения в отдельной точке, а второй больше подходит для расчета общего освещения.
- Итак, проект освещения квартиры начинается с выбора количества и мощности ламп. Для этого нам необходимо знать площадь помещения, и необходимую освещённость в каждой отдельной комнате. И если с площадью помещения все более или менее понятно, то с нормами освещения давайте разберемся отдельно.
Нормативы освещенности в различных комнатах
- Нормы освещения устанавливает СНиП 2-4-79. Согласно нему, минимальная освещенность в жилых комнатах должна составлять 150лк. Для коридоров, ванных комнат и уборных этот норматив ниже, и составляет всего 50лк.
- Но в нормативном документе указаны именно минимальные требования. Даже сам документ имеет массу оговорок по этому поводу, в котором рекомендует для людей старше 45 лет, для детей, а также в некоторых других случаях, увеличивать эту норму.
- И даже во всех официальных расчетах, этот норматив увеличивают на 20 – 30% — за счет коэффициентов загрязнения светильников, коэффициентов запаса и других переменных.
- Исходя из этого, если вам нужен мягкий свет, то мы рекомендуем создавать сеть освещения до 150лк. Ярким считается свет в 300лк. И очень ярким — свет в 500лк.
- Имея необходимые данные по освещенности и площади комнаты, мы можем рассчитать необходимый световой поток ламп. Для этого достаточно освещенность умножить на площадь помещения. В итоге, если мы имеем помещение в 9м2, и создаем яркое освещение в 300лк, то получим необходимый световой поток в 2700лм.
Примерный световой поток различных ламп
- Теперь нам необходимо выбрать необходимое количество ламп. Каждая лампа имеет информацию, какой световой поток она обеспечивает. Например, обычная 100Вт лампочка обеспечивает световой поток в 1350лм. То есть, для данного помещения нам потребуется 2-3 таких лампы.
Обратите внимание! Учитывая, что мы расчет ведем не по минимальным параметрам, то при расчетах количества можно принимать как ближайшее большее, так и ближайшее меньшее количество ламп.
Примерная таблица выбора количества ламп в зависимости от площади помещения
- Таким нехитрым расчетом мы можем достаточно точно определить необходимое нам количество ламп. Его конечно сложно назвать точным, но для упрощенных расчетов его вполне можно применять.
Расположение светильников
Итак, с количеством и мощностью светильников мы определились. Теперь необходимо создать план освещения квартиры. И здесь есть несколько вариантов.
Варианты расположения точечных светильников в комнате
- Одним из лучших в плане создания общего освещения, является равномерное расположение точечных светильников, дающих рассеянный свет по всей комнате. Это практически идеальный вариант, который при правильном подходе позволяет даже обыгрывать мебель, расположенную в неудачных местах.
Расположение люстр в комнате
- Вариант с люстрой так же вполне подходит для небольших по площади и примерно квадратных помещений. Если же помещение длинное или имеет большую площадь, то таких люстр может потребоваться несколько.
На фото вариант отраженного освещения
- Еще одним очень удачным вариантом, является так называемое отраженное освещение. Это когда свет от светильников направлен в потолок и отражаясь от него разливается по всей комнате. Этот вариант создает действительно равномерное освещение, которое наиболее близко к естественному, но цена такого варианта, конечно, выше. Да и мощность светильников должна быть немного больше в связи с потерями на отражение даже на самых лучших поверхностях.
Боковое освещение низких комнат
- Но высота потолков далеко не всегда позволяет создать качественное верхнее освещение. В этом случае, вам придётся рассматривать вариант бокового освещения. Он является наименее предпочтительным, потому что дает огромное количество теней. Чтобы исключить их образование, вам придётся устанавливать как можно большее количество светильников на всех стенах. Причем каждый отдельный светильник желательно сделать как можно меньшей мощности, дабы он не «бил» по глазам.
Лампы, вмонтированные в пол
- Для таких низких помещений, в некоторых случаях возможно применение варианта с отраженным от потолка освещением. Только в этом случае светильники, направленные в потолок, устанавливаются не под потолком, а на уровне пола. Но сразу отметим, такой вариант применим далеко не во всех помещениях, и он требует тщательной проработки.
Онлайн калькулятор
Для определения количества источников света, можете использовать калькулятор расчета освещенности помещения светодиодными лампами:
Какие данные необходимы для расчета
Рассчитывают количество светильников для комнаты простыми методами: по электрической мощности и световой. Главное, чем отличаются методы, — единицы измерения. Для вычислений по электрической мощности это Ватты, по световой — люмены.
Кроме этих параметров, учитывают:
- Габариты помещения: длину, ширину. Умножая их, находят площадь.
- Необходимую мощность.
- Высоту потолка. Если больше 2,7 м, применяют коэффициент.
- Отражающую способность поверхностей. Находят усредненное значение по вышеприведенной формуле.
Пример расчета количества светильников.
Другие аспекты выбора освещения
Но и это еще далеко не все. Проектирование освещения квартиры предполагает учет еще целой группы факторов, о которых мы поговорим в данном разделе.
Примеры равномерного распределения светильников
Дело в том, что соотношение между наиболее и наименее освещенными участками в помещении не должна превышать 1 к 40.
Именно поэтому светильники следует располагать равномерно по комнате, а для общего освещения использовать светильники с рассеивателями.
Формула расчета ослепленности освещения
- Мы не будем вдаваться в подробности расчета этого показателя, но скажем лишь одно – он напрямую зависит от высоты установки и мощности лампы.
- Поэтому, если высота установки лампы менее чем 2,5 метра, желательно лампы устанавливать в светильниках из молочного (матового) стекла.
- Либо использовать лампы накаливания мощностью до 60Вт, либо лампы, эквивалентные по световому потоку.
Характеристики различных типов ламп
- Ведь если для коридоров или санузла этот параметр не так важен, то для кухни, макияжных мест, залов этот параметр может быть очень важным.
- И вот в этом плане люминесцентные лампы сильно проигрывают обычным лампам накаливания.
- Поэтому, еще на стадии проектирования следует учесть этот момент и предусмотреть установку либо обычных ламп накаливания. В крайнем случае — качественных диодных ламп.
Температура света в природе
Шкала температуры света
Коэффициент пульсации различных типов ламп в зависимости от способа подключения
- Дело в том, что при покупке некачественных ламп вы можете заметить такой эффект как мерцание лампы.
- Он очень негативно сказывается на зрении, и вообще физиологии человека.
- Поэтому нормативы даже устанавливают норму коэффициента пульсации, которая составляет 15 – 20%.
Обратите внимание! Производители зачастую пытаются скрыть высокие коэффициенты пульсации своих ламп. Но проверить это можно просто при помощи видео с камеры мобильного телефона. Для этого достаточно навести камеру телефона на светильник и посмотреть на монитор телефона. Если вы видите черные полосы, то коэффициент пульсации у такой лампы достаточно велик. Если вы не видите полос, то он скорее всего находится в норме.
Правила монтажа сети освещения в квартире
Ну и напоследок поговорим о том, как должна выполняться разводка освещения в квартире. Мы не будем рассказывать, как монтировать провода и выполнять подключение, мы поговорим о принципах построения системы управления, и подскажем несколько удачных решений, которые некоторые просто не знают.
Расположение выключателя освещения
- Итак, прежде всего начнем с расположения выключателей. Выключатель общего и декоративного освещения должен располагаться на стене у входа в помещение. Это должна быть сторона, ближняя к дверной ручке.
- Местное освещение должно включаться в зоне его использования — обычно рядом со светильником или на нем. Зональное освещение должно включаться на входе в данную зону. Если таких входов два, то с обеих сторон.
Схема подключения проходных и перекрестных выключателей
- Кстати, об управлении освещением из нескольких мест. Реализовать такую схему достаточно просто при помощи проходных и перекрестных выключателей, либо при помощи импульсного реле. Принципы монтажа таких схем вы найдете у нас на сайте.
- Несколько слов хотелось бы уделить такому коммутационному аппарату как регулятор освещения в квартире — или как их еще называют: диммерам. Не все знают, что с их помощью можно регулировать яркость далеко не всех ламп. Например, диодные или люминесцентные лампы вообще не поддаются регулировке.
- Да и сами регуляторы бывают нескольких типов, и некоторые могут давать достаточно сильные помехи. Поэтому прежде чем выбирать такие приборы познакомьтесь с информацией о них на страницах нашего сайта.
- При выборе выключателей не забывайте о таком его номинальном параметре, как ток. Он должен соответствовать нагрузке вашей сети. На данный момент выпускаются выключатели на ток до 6 или 10А. Что примерно соответствует нагрузке 1300Вт или 2000Вт соответственно.
Для монтажа сети освещения используем трехжильный провод
- Теперь уже, что касается непосредственно разводки. Современные сети освещения обычно потребляют достаточно небольшой ток. Поэтому, соблюдения минимального требования ПУЭ к групповому проводу будет достаточно. Согласно норм ПУЭ, сечение такого провода должно быть не менее 1,5 мм2. Для жилых помещений — это только медный провод.
- Ну и напоследок обратим ваше внимание на максимально допустимое количество светильников для одного выключателя. Обратите внимание: именно светильников, а не ламп. Это число должно быть не более 25 штук.
Нюансы подсветки
Чтобы упростить себе задачу по вопросу грамотного светового дизайна квартир студий, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- светильники и интерьер должны быть выполнены в схожих стилях. При этом каждая зона, для усиления визуального разделения помещения, может быть оформлена в своем стиле. Но они должны гармонировать между собой, создавая общую идею квартиры;
Интерьер квартиры студии
- в спальне зоне следует размещать всего пару неярких светильников;
- осветительные приборы могут освещать как центр каждой зоны, так и его периметр. Оба варианта дают достаточный уровень света и визуальное разделение пространства;
- подсветка может организовываться на самых разнообразных уровнях, начиная от общего и заканчивая рабочей или декоративной подсветкой.
Особое внимание стоит уделять маленьким студиям. Грамотно подойдя к данному вопросу, вы сможете добиться визуального расширения пространства, что положительным образом скажется на восприятии квартиры.
Вывод
Проектирование освещения квартиры – дело, в общем-то, несложное, но оно требует детальной проработки каждой мелочи. Разложить все по полочкам в рамках одной статьи просто нереально. Поэтому нашей целью было дать вам общее понимание принципа построения сети освещения в доме или квартире. Более же детальную информацию по каждому из факторов и принципах их расчетов, вы найдете на других страницах нашего сайта.
Расчет точечного освещения с примером
Приведенные ниже примеры убеждают, что расчет освещения светодиодными светильниками несложный.
Пример вычисления по электрической мощности для спальни 3,5×4,5 м. Площадь составляет 15,75 м². Умножают на норму для 1 м² — 20 Вт, получают 315 Вт. Подбирают необходимое количество светильников по мощности каждого, чтобы в сумме получилось 315 Вт или немного больше.
Второй пример — вычисление по световой мощности. Для детской комнаты требуемая освещенность 200 Лк (для 1 м²). Ее размеры — 3×4=12 м², всего понадобится 2400 Лм. Если взять лампы LED с номинальным световым потоком 400 Лм, их потребуется 6 шт.: 2400/400=6.
Третий пример с использованием формулы N=(S×W)/P для санузла площадью 10 м². Уровень освещенности для него W=2 Вт, планируется монтаж спотов по 5 Вт. Подставляют значения в формулу: (10×2)/5=4 шт.
График расчета точечного освещения.
Как проверить уровень освещенности
Интенсивность светового потока в разных помещениях определяется по формуле F=E×S×K. Буквами обозначены:
- E — норма освещенности из таблицы, Лк;
- S — площадь комнаты, м²;
- K — поправочный коэффициент.
Последний показатель зависит от отражающей способности поверхности, высоты установки светильников. Для профессионального определения уровня используют специальные таблицы. В них указана отражающие свойства множества предметов. В быту применяют более простые расчеты. Коэффициент для жилых помещений с LED- освещением принимается 1,1.
Проверяют освещенность люксометром.
Искусственное и естественное освещение замеряют отдельно. Работа прибора основана на том, что встроенный фотоэлемент улавливает световые лучи, которые преобразуются в электричество. Его величина прямо пропорциональна уровню освещенности. Показания отображаются на шкале или экране.
Замеры проводят в местах с разной интенсивностью световых потоков. Проверяют освещенность только горизонтальных поверхностей, удаленных от приборов с электромагнитным излучением. Вначале проверяют общую освещенность, затем — рабочих мест. Данные сверяют с нормативами.
При недостаточном освещении доводят показатель до требуемого уровня. Преимущественно работа заключается в установке дополнительных светильников. Планируя постройку нового здания, определяют уровень освещенности, от которого зависит комфортность проживания и работы.
https://vopros-remont.ru/elektrika/dizajn-osveshheniya-kvartiry/
https://grand-electro.ru/vopros-otvet/kak-rasschitat-osveschenie-v-kvartire-pravil-no-professional-nye-rekomendacii.html